Музыка
Рабочая программа соответствует федеральной образовательной программе начального общего образования, утверждённой
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 г. № 372
Программа по музыке предусматривает знакомство обучающихся с некоторым количеством явлений,
фактов музыкальной культуры (знание музыкальных произведений, фамилий
композиторов и исполнителей, специальной терминологии). Программа по музыке
формирует эстетические потребности, проживание и осознание тех особых мыслей и
чувств, состояний, отношений к жизни, самому себе, другим людям, которые несёт
в себе музыка. Свойственная
музыкальному восприятию идентификация с лирическим героем произведения является
уникальным психологическим механизмом для формирования мировоззрения
обучающегося опосредованным недирективным путём. Ключевым моментом при
составлении программы по музыке является отбор репертуара, который должен
сочетать в себе такие качества, как доступность, высокий художественный
уровень, соответствие системе традиционных российских ценностей. Одним
из наиболее важных направлений программы по музыке является развитие
эмоционального интеллекта обучающихся. Через опыт чувственного восприятия и
художественного исполнения музыки формируется эмоциональная осознанность,
рефлексивная установка личности в целом. Особая
роль в организации музыкальных занятий в программе по музыке принадлежит
игровым формам деятельности, которые рассматриваются как широкий спектр
конкретных приёмов и методов, внутренне присущих самому искусству – от
традиционных фольклорных игр и театрализованных представлений к звуковым импровизациям,
направленным на освоение жанровых особенностей, элементов музыкального языка,
композиционных принципов. Основная цель программы по музыке – воспитание музыкальной культуры как части общей
духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и
воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания
специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями
эстетического восприятия (постижение мира через переживание, самовыражение
через творчество, духовно-нравственное становление, воспитание чуткости к
внутреннему миру другого человека через опыт сотворчества и сопереживания). В процессе конкретизации учебных целей их
реализация осуществляется по следующим направлениям: становление
системы ценностей, обучающихся в единстве эмоциональной и познавательной сферы; развитие
потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения
музыкального искусства как универсального языка общения, художественного
отражения многообразия жизни; формирование
творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к музицированию.
Общее число часов, рекомендованных для изучения музыки ‑ 135 часов:
в 1
классе – 33 часа (1 час в неделю),
во 2
классе – 34 часа (1 час в неделю),
в 3
классе – 34 часа (1 час в неделю),
в 4
классе – 34 часа (1 час в неделю).
При
разработке рабочей программы по музыке образовательная организация вправе
использовать возможности сетевого взаимодействия, в том числе с организациями
системы дополнительного образования детей, учреждениями культуры, организациями
культурно-досуговой сферы (театры, музеи, творческие союзы).
Освоение
программы по музыке предполагает активную социокультурную деятельность
обучающихся, участие в музыкальных праздниках, конкурсах, концертах,
театрализованных действиях, в том числе основанных на межпредметных связях с
такими учебными предметами, как «Изобразительное искусство», «Литературное
чтение», «Окружающий мир», «Основы религиозной культуры и светской этики»,
«Иностранный язык» и другие.
Рабочая программа соответствует федеральной образовательной программе основного общего
образования, утверждённой приказом
Министерства просвещения
Российской Федерации от
18.05.2023 г. № 370
Основная цель реализации программы по музыке – воспитание музыкальной культуры как части всей
духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и
воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания
специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями
эстетического восприятия (постижение мира через переживание,
интонационно-смысловое обобщение, содержательный анализ произведений,
моделирование художественно-творческого процесса, самовыражение через
творчество). В
процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим
направлениям: становление
системы ценностей обучающихся, развитие целостного миропонимания в единстве
эмоциональной и познавательной сферы; развитие
потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения
музыкального искусства как универсальной формы невербальной коммуникации между
людьми разных эпох и народов, эффективного способа авто-коммуникации; формирование
творческих способностей ребенка, развитие внутренней мотивации к
интонационно-содержательной деятельности. Задачи обучения музыке на уровне основного
общего образования: приобщение
к традиционным российским ценностям через личный психологический опыт
эмоционально-эстетического переживания; осознание
социальной функции музыки, стремление понять закономерности развития
музыкального искусства, условия разнообразного проявления и бытования музыки в человеческом
обществе, специфики ее воздействия на человека; формирование
ценностных личных предпочтений в сфере музыкального искусства, воспитание
уважительного отношения к системе культурных ценностей других людей,
приверженность парадигме сохранения и развития культурного многообразия; формирование
целостного представления о комплексе выразительных средств музыкального
искусства, освоение ключевых элементов музыкального языка, характерных для
различных музыкальных стилей; расширение
культурного кругозора, накопление знаний о музыке и музыкантах, достаточное для
активного, осознанного восприятия лучших образцов народного и профессионального
искусства родной страны и мира, ориентации в истории развития музыкального
искусства и современной музыкальной культуре; развитие
общих и специальных музыкальных способностей, совершенствование в предметных
умениях и навыках, в том числе: слушание
(расширение приемов и навыков вдумчивого, осмысленного восприятия музыки,
аналитической, оценочной, рефлексивной деятельности в связи с прослушанным
музыкальным произведением); исполнение
(пение в различных манерах, составах, стилях, игра на доступных музыкальных
инструментах, опыт исполнительской деятельности на электронных и виртуальных
музыкальных инструментах); сочинение
(элементы вокальной и инструментальной импровизации, композиции, аранжировки, в
том числе с использованием цифровых программных продуктов); музыкальное
движение (пластическое интонирование, инсценировка, танец, двигательное
моделирование); творческие
проекты, музыкально-театральная деятельность (концерты, фестивали,
представления); исследовательская
деятельность на материале музыкального искусства. Программа
по музыке составлена на основе модульного принципа построения учебного
материала и допускает вариативный подход к очередности изучения модулей,
принципам компоновки учебных тем, форм и методов освоения содержания. При этом
4 модуля из 9 предложенных рассматриваются как инвариантные, остальные 5 – как
вариативные, реализация которых может осуществляться по выбору учителя с учетом
этнокультурных традиций региона, индивидуальных особенностей, потребностей и
возможностей обучающихся, их творческих способностей.