Литература
Рабочая программа соответствует федеральной образовательной программе
основного общего образования, утверждённой приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 г. №370
Рабочая
программа по литературе на уровне основного общего образования составлена на
основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы
основного общего образования, представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте основного общего образования (Приказ Минпросвещения
России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской
Федерации 05.07.2021 г., рег. номер – 64101) (далее – ФГОС ООО), а также
федеральной рабочей программы
воспитания, с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в
Российской Федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской
Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р).
В 5, 6, 9
классах на изучение предмета отводится 3 часа в неделю, в 7 и 8 классах – 2
часа в неделю. Суммарно изучение литературы в основной школе по программам
основного общего образования рассчитано на 442 часа.
Рабочая программа соответствует федеральной образовательной программе
среднего общего образования, утверждённой приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 г. №371
Рабочая
программа по литературе на базовом уровне среднего общего образования
составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной
программы среднего общего образования, представленных в Федеральном
государственном образовательном стандарте среднего общего образования (Приказ
Минобрнауки России от 17.05.2012 г. № 413, зарегистрирован Министерством
юстиции Российской Федерации 07.06.2012 г., рег. номер — 24480), с учётом
Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации
(утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016
г. № 637-р).
Учебный
предмет «Литература» способствует формированию духовного облика и нравственных
ориентиров молодого поколения, так как занимает ведущее место в эмоциональном,
интеллектуальном и эстетическом развитии обучающихся, в становлении основ их
миропонимания и национального самосознания. Особенности литературы как
школьного предмета связаны с тем, что литературные произведения являются
феноменом культуры: в них заключено эстетическое освоение мира, а богатство и
многообразие человеческого бытия выражено в художественных образах, которые
содержат в себе потенциал воздействия на читателей и приобщают их к
нравственно-эстетическим ценностям, как национальным, так и общечеловеческим.
Основу
содержания литературного образования в 10–11 классах составляют чтение и
изучение выдающихся произведений отечественной и зарубежной литературы второй
половины ХIХ – начала ХХI века с целью формирования целостного восприятия и понимания
художественного произведения, умения его анализировать и интерпретировать в
соответствии с возрастными особенностями старшеклассников, их литературным
развитием, жизненным и читательским опытом.
Литературное
образование в средней школе преемственно по отношению к курсу литературы в
основной школе. Происходит углубление межпредметных связей с курсом русского
языка, истории и предметов художественного цикла, что способствует формированию
художественного вкуса и эстетического отношения к окружающему миру.
В рабочей
программе учебного предмета «Литература» учтены этапы российского
историко-литературного процесса второй половины ХIХ – начала ХХI века, представлены разделы, включающие
произведения литератур народов России и зарубежной литературы.
Основные виды
деятельности обучающихся указаны при изучении каждой монографической или
обзорной темы и направлены на достижение планируемых результатов обучения
литературе.
В рабочей
программе на базовом уровне определена группа планируемых предметных
результатов, достижение которых обеспечивается в отношении всех обучающихся.
Планируемые предметные результаты на углублённом уровне реализуются в отношении
наиболее мотивированных и способных обучающихся, выбравших данный уровень
изучения предмета.