Биология
Рабочая программа соответствует федеральной образовательной программе
основного общего образования, утверждённой приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 г. №370, федеральной образовательной программе среднего общего образования, утверждённой приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 г. №371.
Программа по биологии на уровне основного
общего образования составлена на основе требований к результатам освоения
основной образовательной программы основного общего образования, представленных
в ФГОС ООО, а также федеральной рабочей программы воспитания. Программа по биологии направлена на
формирование естественно-научной грамотности обучающихся и организацию изучения
биологии на деятельностной основе. В программе по биологии учитываются
возможности учебного предмета в реализации требований ФГОС ООО к планируемым
личностным и метапредметным результатам обучения, а также реализация
межпредметных связей естественно-научных учебных предметов на уровне основного
общего образования. В программе по биологии определяются основные
цели изучения биологии на уровне основного общего образования, планируемые
результаты освоения программы по биологии: личностные, метапредметные,
предметные. Предметные планируемые результаты даны для каждого года изучения
биологии. Биология развивает представления о
познаваемости живой природы и методах её познания, позволяет сформировать
систему научных знаний о живых системах, умения их получать, присваивать и
применять в жизненных ситуациях. Биологическая подготовка обеспечивает
понимание обучающимися научных принципов человеческой деятельности в природе,
закладывает основы экологической культуры, здорового образа жизни. Целями изучения биологии на уровне основного
общего образования являются: формирование системы знаний о признаках и
процессах жизнедеятельности биологических систем разного уровня организации; формирование системы знаний об особенностях
строения, жизнедеятельности организма человека, условиях сохранения его
здоровья; формирование умений применять методы
биологической науки для изучения биологических систем, в том числе организма
человека; формирование умений использовать информацию о
современных достижениях в области биологии для объяснения процессов и явлений
живой природы и жизнедеятельности собственного организма; формирование умений объяснять роль биологии в
практической деятельности людей, значение биологического разнообразия для
сохранения биосферы, последствия деятельности человека в природе; формирование экологической культуры в целях
сохранения собственного здоровья и охраны окружающей среды. Достижение целей программы по биологии
обеспечивается решением следующих задач: приобретение обучающимися знаний о живой
природе, закономерностях строения, жизнедеятельности и средообразующей роли
организмов, человеке как биосоциальном существе, о роли биологической науки в
практической деятельности людей; овладение умениями проводить исследования с
использованием биологического оборудования и наблюдения за состоянием
собственного организма; освоение приёмов работы с биологической
информацией, в том числе о современных достижениях в области биологии, её
анализ и критическое оценивание; воспитание биологически и экологически
грамотной личности, готовой к сохранению собственного здоровья и охраны
окружающей среды. Предлагаемый в программе по биологии перечень
лабораторных и практических работ является рекомендательным, учитель делает
выбор проведения лабораторных работ и опытов с учётом индивидуальных
особенностей обучающихся, списка экспериментальных заданий, предлагаемых в
рамках основного государственного экзамена по биологии.
В программе по биологии (10–11 классы,
базовый уровень) реализован принцип преемственности в изучении биологии, благодаря
чему в ней просматривается направленность на развитие знаний, связанных с
формированием естественно-научного мировоззрения, ценностных ориентаций
личности, экологического мышления, представлений о здоровом образе жизни и
бережным отношением к окружающей природной среде. Поэтому наряду с изучением
общебиологических теорий, а также знаний о строении живых систем разного ранга
и сущности основных протекающих в них процессов в программе по биологии уделено
внимание использованию полученных знаний в повседневной жизни для решения
прикладных задач, в том числе: профилактики наследственных заболеваний
человека, медико-генетического консультирования, обоснования экологически
целесообразного поведения в окружающей природной среде, анализа влияния
хозяйственной деятельности человека на состояние природных и искусственных
экосистем. Усиление внимания к прикладной направленности учебного предмета
«Биология» продиктовано необходимостью обеспечения условий для решения одной из
актуальных задач школьного биологического образования, которая предполагает
формирование у обучающихся способности адаптироваться к изменениям динамично
развивающегося современного мира.